В поисках секретов старых мастеров.
Найдем и на практике посмотрим, что делали известные художники с «золотым сечением».
Коротко и по делу:
Золотое сечение — отрезок рассечённый на две неравные части так, что меньшая часть относилась к большей, как большая ко всему отрезку.
Золотое сечение простыми словами…
Как одна величина соотносится к другой так, чтобы было приятно на эти величины смотреть.
Математики придумали формулы, для поиска этого сечения.
И рассчитывают золотое сечение как величину равную 1,61
Если вы ничего не поняли, то плюньте на это дело и запомните проще:
Берем лист и делим его на 3 равные части по вертикали и горизонтали.
Выходит сетка. На пересечении этих линий в изобразительном искусстве ставится что то важное. Считается, что глазу более приятно смотреть именно на эти «точки».
То есть художники, рисуя свои картины ставят значимые объекты, именно на этих линиях и точках.
Так, вроде тут понятно, а что на практике.
Я специально нафоткал картины разных мастеров разного времени, накладывал на них сетку золотого сечения, чтобы мы в вами вывели некую закономерность, что же именно можно ставить в этих точках.
Таким образом, мы поищем «секретики» на картинах мастеров.
Начну, пожалуй с картины «Вакх» художника Караваджо.
Обратите внимание, что голова аккуратно лежит в одном из прямоугольников.
Оголенная часть тела равна одной из сторон прямоугольника.
А так же все его тело, практически равно 2 частям.
Кстати, Рембрант тоже был любитель вписывать лицо в золотое сечение, вот к примеру его картина «Мужчина в золотом шлеме».
Давайте посмотрим, что делал в своих картинах Дали.
Вот его работа «Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой» (уф, ну и название).
Дали, предполагает, что одна из весомых частей картины, достойная попасть под золотое сечение, это зад его жены. Дали был еще тот озорник).
А вот в «Искушении Святого Антония», главное это слоны, расположены на горизонтальной линии.
И обратите внимание на глаз Антония, он как бы случайно попавший на нужную нам черту.
Глаз, а точнее взор персонажа становится одной из ключевых точек, снизу глядя на лошадей-слонов.
Секреты картин Клода Моне, как же он использовал золотое сечение?
К этому глазу мы еще вернемся.
И вот, практически учебник по золотому сечению в картинах великих мастеров, это Леонардо да Винчи.
И его «Тайная Вечеря».
Обратите внимание на разделение картины по горизонту-потолку и по лицам апостолов.
А вот основная фигура, не только Иисус, находящийся по средине но и Мария Магдалина и апостол Филлип.
«Кондотьер» — есть предположение, что да Винчи изобразил самого себя. И снова в самый центр попадает глаз. Даже прямо зрачок. И опять внимательно посмотрите на пропорции.
Ниже «Дама с горностаем», которая так же вписано в пропорции. Стоит ли мне говорить, что если поднять ее голову выше, она идеально ляжет в прямоугольник?
А что, ее плечи это 2 горизонтальных отрезка, вы это заметили?
Прекрасным примером, служит так же картина «Сикстинская мадона» Рафаеля не картина, а чистая математика.
«Даная» Рембранта, обратите внимание, снова на глаз, скорее всего это служанка на заднем фоне. Я предположу, что не очень аккуратно разделил эту картину линиями, и возможно вертикальная линия легла не строго по глазу, на этой же черте, как бы случайно спрятаны ноги главной героини.
В этом видео Секреты Микеланджело
А знаете ли, вы что центр картины у художников, находится ниже геометрического центра.
А чуть ниже по центру у Данаи, что? Тут вы сами догадались).
В качестве примера, художники знали, что ставить в центр, возьмем картину Гогена «Дух мертвых не дремлет», в котором зад героини решили отметить геометрическим центром.
Да, что ты! Нет, так не может быть, это же искусство!
Возьмем, того же Гогена «Аве, Мария». Где горизонтальная линия будет идти точно, по груди всех 3х барышень. Слишком много совпадений?
А вот например, Дега «Абсент». Он вписывает героиню по центру картины, горизонталь по груди, а точки пересечения на полном бокале абсента, по названию работы. И лишь немногое заметят, что вторая точка находится рядом с пустой бутылкой.
Конечно, же существуют примеры, где художники отходят от этих правил, создавая собственные шедевры, работающие по их собственным законам. Основное, что бросится в глаза — героиня слева вписывается в «одну из колонок», так же как на картинках Гогена (выше).
(Ренуар, «Зонтики»).
Михаил Врубель и особенности его картин
Но даже некоторое современное искусство придерживается таких правил, хотя на первый взгляд кажется, что это героиновая мазня. Хоть, Баския Жан Мишель и умер от передоза наркотиков, но правила чтил. Те же потерты эпохи возрождения, но на современный лад.
Баския «Без названия».
Помните красный квадрат, который был в начале статьи?
Вот он.
Как вы думаете, за сколько его можно продать?
Нечто подобное, картина под названием «Свет Анны» Барнетта Ньюмана , была продана за каких то жалких 106 млн долларов.
Что сделал он? Отодвинул на немного вертикальный линии и получился шедевр.
Я наложил сетку на картину, но я думаю вы разберетесь, где моя сетка, где оригинал.
Какой Итог:
Хотите рисовать картины по проверенным схемам, пользуйтесь правилами золотого сечения. Это не панацея, но результат дает.
Основные правила:
- Линии сечения могут делить работу композиционно, как в «Тайной Вечери».
- Не стесняйтесь ставить главные элементы картины на ключевые точки («Абсент»).
- Глаза в золотом сечении — передают направление взгляда («Искушении Святого Антония» )
- Если рисуете обнаженные фигуры не забудьте поставить одну из «ключевых» частей тела в эти центры, голый привлечет больше внимания.
- Персонажи полностью вписываются в 1-2, реже в 3 прямоугольника.
- Всегда помните, что это всего лишь рамки, если их расширить, ваша работа может неожиданно начать стоить 106 млн долларов.
Спасибо за внимание.
Я потратил на эту статью 4 часа своей жизни.
Я был бы очень признателен вам, если вы поставите ей лайк.
Спасибо, встретимся в следующих статьях.